Война пришла в рабочий поселок Семеновку (г. Арсеньев), когда строительство завода № 116 (ААО "Прогресс") было в основном закончено. Первым его директором стал Николай Сергеевич Новиков, бессменно трудившийся на этом посту не одно десятилетие.
Завод занимался ремонтом самолетов И-16, ДБ, СБ и моторов АМ-34, М-100. Но война заставила переориентировать производство на серийный выпуск учебно-тренировочного самолета УТ-2 конструкции А.С. Яковлева, необходимого для подготовки летных кадров
Для этого пришлось форсировать сооружение корпуса сборочного цеха. Заводчане перешли на двухсменную работу по 11 часов и больше. В кабинетах начальников цехов стояли кровати: домой специалисты уходили редко. Стране нужны были самолеты. На завод приходили такие телеграммы: "Халаза. Новикову. Прошу увеличить выпуск самолетов, необходимых фронту. Сталин".
Понимая обстановку, люди работали круглосуточно, неделями не покидая цеха. Но, как и всюду, на заводе не хватало рабочих, специалистов. К работе на станках привлекали конторских служащих, которых обучали новой специальности в течение двух месяцев. Инженерно-технические работники совмещали по две должности. Это позволило высвободить квалифицированных рабочих от вспомогательных работ, использовать все оборудование цеха, давать ежемесячную экономию более 4000 руб. Производительность труда повысилась на 40%, выпуск брака сократился в 5 раз и более.
Работники летно-испытательной станции вспоминали, что по отправляемым со сборки на летные испытания самолетам в 8 часов утра они ежедневно проверяли время.
Память сохранила имена лучших производственников: М.Т. Матяхина, И.М. Вахмянина, М.А. Игнатенко, Ф.М. Захарова, И.Л. Вовкушевского, Ф.И. Кочегарова, Я.А. Кручинкина, А.Д. Клемцова, А.П. Фомина, Е.С. Савина, И.М. Воропаева, Н.С. Леонова и многих других.
Труженики завода доводили выработку до 300-500% и более, работали за себя и за товарища, ушедшего на фронт. В дни, когда враг рвался к Москве, на заводе были созданы комсомольско-молодежные бригады. Одну из пяти бригад возглавлял Андрей Локтионов. После разгрома немцев под Москвой кто-то из членов бригады предложил: "Погнали наши фрицев... Давайте колотить по две нормы". Попробовали — получилось, и с тех пор после очередной победы наших войск кто-нибудь обязательно говорил: "Наши гонят фашистов! Снова добавляем". Таким образом сметное задание бригада Андрея Локтионова выполняла на 400-500%.
В 1943 г. завод выпустил 3 самолета, в 1944 — 4, за военные годы было выпущено и отремонтировано 2935 самолетов. УТ-2 использовались не только для обучения летчиков, но и для боевых вылетов.
В соревновании предприятий, колхозов, совхозов края за право получения переходящего Красного знамени Ленинградского фронта армии генерала Федюнинского коллектив завода удерживал его 38 раз за годы войны.
Во Всесоюзных соревнованиях заводу неоднократно присваивались первые места. Это вызывало некоторое недоверие у отдельных работников ЦК партии и наркомата. Бывший ответственный работник ЦК партии А.В. Будышников вспоминал: "В ЦК и наркомате сомневались: как это может быть — завод только в апреле 1941 г. начал работать, с первых дней войны оторван от поставщиков, а план выпуска серийных самолетов выполняет из месяца в месяц. И только подтверждения ВС, что самолеты приняты заказчиком, рассеивали сомнения". А это было возможно благодаря самоотверженному труду заводчан, патриотизму, горячему желанию помочь фронту, приблизить день Победы.
В годы войны многие предприятия Приморья выпускали бомбы, снаряды, гранаты, но не было ни одного снаряжательного завода, что приводило к серьезным трудностям в производстве боеприпасов.
10 февраля 1943 г. в пос. Семеновка такой снаряжательный завод п/я 515 (з-д "Аскольд") был организован. Директором стал Фатых Фалеевич Валеев. Завод выпускал мины, фугасные авиационные бомбы, гранаты, противотанковые мины. И все это делалось в основном руками подростков. В холодных, неприспособленных помещениях работали по 14-16 часов в сутки, часто без выходных по 2-3 смены. "Скудный паек, сырость, холод в цехе, тротиловая пыль... Мы выходили с завода в желтой от пыли одежде, — вспоминала Анна Михайловна Малинова. — Я стояла на промывке деталей, рядом работал мой 14-летний брат, крепил корпуса мин".
Зачастую рабочие сами грузили снаряды в вагоны, подвозя их на санках, тачках, переносили ящики со снарядами на себе. В ящики они часто вкладывали теплые письма на фронт.
В 1945 году 300 комсомольцев и молодых рабочих были награждены медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.".
Помимо основной работы коллективы заводов помогали труженикам села в ремонте тракторов и сельскохозяйственного инвентаря, на уборке урожая.
Заводчане помогали фронту и тем, что собирали средства в Фонд обороны страны на строительство боевой техники. Так, свыше 4 млн рублей было собрано на постройку бронепоезда "Приморский комсомолец".
Теплые отношения приморцев поддерживались с Ленинградским фронтом. К праздникам, когда в крае формировались эшелоны с подарками для воинов Красной Армии, заводчане Арсеньева отправляли в армию генерала Федюнинского посылки с одеждой, продуктами. Только к Новому 1942 году защитникам Ленинграда было отправлено 105 ватных костюмов, 250 пар белья, 50 пар кожаных рукавиц, 258 пар перчаток, 640 пар носков, 81 шапка-ушанка, 75 шерстяных шарфов, 225 наволочек, 530 полотенец, 130 пар теплых портянок, 1200 пачек папирос и табаку, 1300 кусков мыла, продукты питания и многое другое.
В 10 часов утра 9 мая 1945 года к жителям Семеновки пришло известие о победе. Радости к не было границ, они знали, что здесь, в тылу, также приближали этот час.
Вечная слава арсеньевцам, отдавшим свои жизни за свободу и независимость нашей Родины!
Мы будем помнить Вас всегда!