"За Волгой для нас земли нет!" — эти крылатые слова снайпера-тихоокеанца Василия Зайцева стали девизом героических защитников волжской твердыни. В уличных боях за Сталинград С.В. Зайцев уничтожил 225 фашистов и был удостоен звания Героя Советского Союза.
Выпускник Владивостокского морского техникума, штурман Дальневосточного пароходства Н.И. Сипягин командовал дивизионом катеров, совершивших 10 сентября 1943 г. героический прорыв с десантом морской пехоты в Новороссийскую бухту. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Выпускник Владивостокской военно-ветеринарной школы А.И. Каширин со своим отделением в ночь с 3 на 4 октября 1943 г. первым форсировал Днепр. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Первым ворвался в Берлин батальон капитана Ивана Воронина, нашего земляка со станции Океанская, а бойцы воспитанника Тихоокеанского флота Константина Самсонова водрузили знамя Победы у входа в рейхстаг.
Легендарная судьба у подводной лодки С-56, которая вместе с другими подводными лодками, переданными с Тихоокеанского на Северный флот, совершила в 1942-1943 гг. беспримерный по тому времени переход через три океана. Подводники-тихоокеанцы потопили в Заполярье 10 и повредили 4 вражеских корабля с живой силой и военными грузами. В феврале 1945 г. лодке С-56 присвоили звание гвардейской, а капитан Г.И. Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны С-56 вернулась на родной Тихоокеанский флот, а в 1975 г. за особые заслуги перед Родиной подводную лодку С-56 установили на пьедестале вечной Славы как корабль-музей.
Никогда не вернутся к своим дочуркам Машеньке, Олюшке и Любочке инструментальщик Дальзавода Павел Матвеевич Бунтиков, к Софьюшке и Томочке — мастер Константин Федорович Старков. Навсегда останутся юными для родных и друзей токарь Константин Иванчей, слесарь Иван Кондрашев и многие другие, в двадцать лет погибшие за свободу своего народа.
Окончится война, но навсегда останется в армии Петр Калинкович Лобас, получивший путевку в жизнь в деревообделочном цехе Дальзавода. На крылатой машине летчика 240-й Невельской истребительной дивизии П.К. Лобаса будет 19 звезд – по счету сбитых самолетов противника. 20 августа 1945 г. Золотая Звезда Героя Советского Союза засверкает на форменном кителе 29-летнего капитана.
Третий из дальзаводцев Герой Советского Союза танкист Назар Ксенофонтович Приходько вернется в родной инструментальный цех...
1418 дней сражался фронт. 1418 дней и ночей трудился тыл. Победа ковалась на фронте и в тылу. А поскольку оборонная промышленность в то время ни во Владивостоке, ни в крае не была развита, предприятиям предстояло освоить выпуск новых видов продукции, что, в свою очередь, потребовало коренной перестройки работы, создания новой технологии.
Для тружеников тыла девизом стали слова: "Все для фронта, все для победы!" В крае создавались фронтовые бригады. За время войны во Владивостоке было сформировано более 200 таких бригад.
На многие предприятия пришли женщины, старики, подростки. "Мы заменим на производстве мужей, уходящих на фронт, и обеспечим четкую и бесперебойную работу транспорта. Просим руководителей порта организовать для нас, домохозяек, курсы механизаторов, крановщиков" — об-ратились жены портовиков к руководству Владивостокского торгового порта. Созданная после этого обращения женская бригада во главе с Марией Алешиной стала одной из лучших в порту. Женские бригады создавались и на других предприятиях Владивостока.
В максимально короткие сроки было налажено массовое производственное обучение влившихся в рабочую семью домохозяек и подростков — вчерашних школьников. Большую помощь в этом оказали ветераны труда Владивостока. Снова стал к станку на Дальзаводе токарь Н.А. Черных, точивший детали еще для крейсера "Варяг". Редкого дарования механик М.Н. Осколков, "спу-щенный на воду", как он говорил о своем рождении, в 1887 году, стал старшим механиком судна "Посьет".
Возвращение в строй, на производство, "стариков" приняло массовый характер. Старая гвардия края не только показывала образцы труда, но и передавала свое мастерство молодым рабочим, которые составляли более половины, а кое-где до 80% работающих на предприятиях Владивостока.
А как работали эти "малолетки", которым приходилось подставлять ящик, чтобы они смогли дотянуться до верстака! Работали днем и ночью. Норму не только давали, но и перевыполняли.
Значительный вклад в победу внесли рабочие и инженерно-технические работники Дальзавода. В годы войны завод оставался прежде всего судоремонтным предприятием. Здесь переоборудовались сейнеры, транспорты, сухогрузы и становились сторожевиками, десантно-высадочными судами, тральщиками, на заводе производился текущий ремонт судов, занятых перевозками военно-стратегических грузов, устанавливалась ледовая защита на кораблях, пополняющих Северный флот. Дальзавод освоил также выпуск пистолетов-пулеметов Дегтярева — ППД, гранат и стабилизаторов для мин.
За четыре года Отечественной войны Дальзавод выпустил больше продукции, чем за девять довоенных лет.
Родина благодарила своих сыновей и дочерей за ратный, трудовой подвиг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 г. Дальзавод был удостоен высокой награды — ордена Ленина. Более 200 человек были награждены орденами и тысячи — медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. "
Немалый вклад в дело Победы внесли портовики. Владивостокский торговый порт в короткое время был переоборудован на военные нужды. В 1942 г. введен в действие мощный портальный кран-перегружатель. Оснащенность береговыми кранами к 1944 г. возросла в 5 раз. За годы портовиками переработано 10 млн тонн грузов, из них 4 млн тонн тяжеловесных и сверхгабаритных; грузооборот Владивостокского порта увеличился в шесть раз.
Портовики трижды завоевывали знамя Государственного Комитета Обороны и 5 раз – Наркомфлота. Более 300 грузчиков, механизаторов, инженерно-технических работников были удостоены высоких правительственных наград.
Военно-морская блокада нашей страны в первые же дни войны парализовала работу европейских портов. На Дальневосточное морское пароходство легла основная тяжесть внешних транспортных перевозок. Начиная с 1943 г. и до конца войны оно выполнило более 70% всех морских перевозок страны. В годы войны пароходство обеспечивало перевозку важных военно-хозяйственных грузов из портов США, Канады и д стран, подвергаясь опасности нападения вражеских сил на море.
Переключились на выпуск военных заказов не только крупные промышленные предприятия краевого центра — Дальзавод, "Металлист", судоремонтный завод, но и ремонтно-механические мастерские, большинство предприятий местной промышленности. Люди работали самоотверженно, несмотря на многие трудности. Бронирования кадров на этих предприятиях не было. Вместо ушедших на фронт рабочих на производстве оставались подростки, женщины и старики.