Дата рождения: | 30.10.1914 |
Заместитель старшего штурмана 3-й гвардейской Краснознаменной авиационной дивизии дальнего действия 3-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия, гвардии капитан. Родился 30 октября 1914 года на хуторе Смаковка ныне Житомирского района Житомирской области (Украина), в крестьянской семье. Украинец. Окончил среднюю школу, в 1933 году - Киевский строительный рабфак, в 1935 году – первый курс Житомирского сельскохозяйственного института. В ноябре 1936 года призван в ряды Красной Армии. В 1937 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. В 1938-1939 годах участвовал в боях с японскими захватчиками в районе озера Хасан и на реке Халхин-Гол. В 1941 году окончил 2-ю Ивановскую высшую школу штурманов ВВС. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Юго- Западном, 1-м Украинском, 1-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Уже на второй день Великой Отечественной войны из высшей школы штурманов Л.П.Глущенко был направлен во вновь сформированный экипаж и сразу же – на фронт. Палаточный городок в большом фруктовом саду. Рядом – полевой аэродром. В одной из палаток – экипаж, в который вошел Л.П.Глущенко. Познакомились, сдружились, усиленно готовились к боевым действиям. И вот – первое задание. Отряд в боевой готовности. Экипажи ждут команду. И вот в небе – две зелёные ракеты: сигнал выруливать. Заревели моторы. Взлёт. Самолёты берут курс на запад. Впереди показались очертания леса. Это и есть цель для удара. В лесу сосредоточены вражеские танки и мотопехота. Штурман открыл бомбовый люк и следит за ведущим. Считанные секунды остались до сбрасывания смертоносного груза. И вот в наушниках раздается: «Бомбы!». Л.П.Глущенко нажимает кнопку электрического сбрасывателя. Бомбы отрываются от самолёта. Над лесом высоко в небо поднимаются столбы дыма и огня. Группа развернулась и взяла обратный курс. Вечереет. А лететь ещё около часа. Садиться в темноте, да к тому же на искалеченном вражескими снарядами самолёте –нелегкая задача. И все же командир машины плавно и мягко посадил её. Так закончился первый боевой день. Авиационная дивизия перебазировалась. Экипаж получил новый приказ: с сотнями других бомбардировщиков лететь на Данциг (ныне город Гданьск, Польша). Погода была плохая. Густая облачность. Цель совсем не видна. Бомбы сбрасывали по расчётам, и штурман Л.П.Глущенко безошибочно направлял их на цель. На обратном пути непрерывно били зенитки. А в это время пять вражеских истребителей начали «клевать» ведущий самолёт, пробили бензобаки. Машина пошла вниз. Самолёт горел. Высота резко падала. Надо было спасаться. Л.П.Глущенко выпрыгнул с парашютом. Какое-то время летел рядом с самолётом. Загорелся купол парашюта. Еле приземлился. Но главное – задание выполнили. Выписка из наградного листа: «В действующей Красной Армии находится с 22.06.41 года. За период Отечественной войны капитан Глущенко совершил 216 боевых вылетов, из них: 41 днем, 10 боевых вылетов на бомбардирование военно-промышленных объектов в глубоком тылу врага: Кенигсберг – 18.07, 23.07, 25.07 в 1942 году, 13.04, 28.04 в 1943 году, Данциг – 15.04, 17.04 в 1943 году, Тильзит – 20.04.1943 года, Инстербург – 22.04.1943 года, Будапешт – 09.09.1942 года. Экипаж в котором штурманом – Гвардии капитан Глущенко, летчик – Гвардии капитан Гросун и стрелок радист – Гвардии старший сержант Черноок, считается наиболее сильным экипажем в 10 Гвардейском авиационном полку дальней авиации. Этот экипаж прошел тяжелую школу дневных полетов и воздушных боев, в которых экипаж сбил 5 истребителей противника». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года гвардии капитану Глущенко Леонтию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1731). Отважно сражаясь с гитлеровскими воздушными пиратами, наша авиация забиралась всё глубже в тылы врага. Л.П.Глущенко уверенно проводил отряды бомбардировщиков на Берлин. Штурман всегда поражал цель. «Берлинские операции» – так называли эти полеты – особенно закалили Л.П. Глущенко. Его талант штурмана ценил каждый, с кем ему приходилось делить ратный труд. За два года войны он совершил 216 боевых вылетов в глубокий тыл врага. Бомбил военно-промышленные объекты в Берлине, Кенигсберге, Данциге, Будапеште. После войны продолжил службу в ВВС СССР. С 1958 года подполковник Л.П. Глущенко – в запасе. Жил в городе Полтава (Украина). Умер 25 ноября 1985 года. Похоронен на Центральном кладбище в Полтаве. Награжден 3 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени. Красной Звезды, медалями.
№ | Ф.И.О. | Год рождения | Звание | Источник | Дата присвоения звания героя |
С Приморским краем связаны судьбы многих военнослужащих, отмеченных высшими наградами Родины. На портале собраны биографические сведения о 786 Героях Советского Союза, 98 полных кавалеров ордена Славы, 47 Героях России. Поиск продолжается, и мы находим новых Героев, кто в разные годы жил, работал или проходил военную службу в Приморье.