Командир 1-го гвардейского Краснознамённого минно-торпедного авиационного полка (8-я Гатчинская Краснознамённая минно-торпедная авиационная дивизия. Военно-воздушные силы Краснознамённого Балтийского флота), гвардии подполковник. Родился 21 октября 1915 года в деревне Староворово (ныне Егорьевского района Московской области). Русский. Окончил школу-семилетку и школу фабрично-заводского обучения. В 1935 году окончил Московский авиационный техникум, также занимался в аэроклубе. В рядах Рабоче-Крестьянского Красного Флота СССР с 1935 года. В 1936 году окончил Ейскую военную школу лётчиков и летнабов морской и сухопутной авиации имени И.В. Сталина. Первоначально служил в ВВС Черноморского флота – с ноября 1936 – старшина-лётчик, с декабря 1937 года – старший лётчик 43-й скоростной бомбардировочной эскадрильи. В марте 1939 года был переведён в ВВС Тихоокеанского флота, служил старшим лётчиком 4-го минно-торпедного авиационного полка. Боевое крещение старший лейтенант И.И. Борзов получил в период советско-финляндской войны 1939-1940 годов, будучи откомандированным на фронт с группой лётчиков-тихоокеанцев. Совершил 25 боевых вылетов, награждён орденом Красного Знамени. В боях Великой Отечественной войны – с июня 1941 года, тогда же был назначен заместителем командира эскадрильи. За годы войны И. Борзов вырос в талантливого командира одной из лучших частей советской торпедоносной авиации. Под его руководством были освоены новейшие приемы воздушных атак, затем рекомендованные к применению в остальных полках. Именно в период командования И.И. Борзова 1-й гвардейский авиаполк добился наибольших успехов, действуя на морских коммуникациях, превратил Балтийское море в победное поле боя прославленных торпедоносцев и топмачтовиков. Лётчики полка к июлю 1944 года потопили 83 транспорта, 1 миноносец, 4 подводные лодки, 4 танкера, 3 тральщика, 3 сторожевых корабля. Руководимый им полк особо отличился в операциях по снятию блокады Ленинграда и по освобождению Прибалтики в 1944 году. Выписка из наградного листа: «За время Отечественной воины произвел 147 боевых вылетов и нанес противнику значительный ущерб, производя бомбоудары но его ВМБ: Мамель, Данциг, Хельсинки, Котка, Таллин; по аэродромам: Оиверская, Красногвардейск, Исков, Котлы и др.. Произвел также десятки боевых вылетов на уничтожение живой силы мотомех. частей и танков противника и на постановку мин на его морских коммуникациях. При выполнении боевых задании проявляет исключительную смелость, находчивость и героизм, в любых сложных условиям ищет врага и уничтожает его точными бомбовыми и торпедными ударами. 30 июня 1941 года в районе Двинска Гвардии майор Борзов был сбит истребителями противника. В этом воздушном бою его экипажем было уничтожено 5 истребителей противника. Несмотря на полученные сильные ожёги лица и рук и контузию левой ноги, Гвардии майор Борзов через короткий промежуток времени возвратился из госпиталя и снова вступил в боевую семью воздушных бойцов. 16 сентября 1941 года в районе Тосно в воздушном бою самолет Гвардии майора Борзова был подожжен и получил большие повреждения. Тов. Борзов, не теряя самообладания и проявив исключительную выдержку и находчивость, на самолете, потерявшем управление и объятым пламенем, произвел вынужденную посадку на территории противника. Преодолевая все препятствия, в течение 6 суток пробирался по территории, занятой противником, и вывел весь экипаж в расположение частей Красной Армии, а в скором времени снова с еще большей ожесточенностью продолжал громить немецких захватчиков. 17.03.1942 года нанося бомбовый удар по ВМБ Котка, вызвал большой очаг пожара в расположении целлулоидного, завода. 20.08.1942 года в результате бомбового удара по порту Котка, возникли 2 сильных очага пожара, которые были видны на расстоянии 40-60 км. 22.08.1942 года произвел бомбовый удар по базе торпедных катеров в Ландениохе, где возникло 2 больших очага пожара. 25.08.1942 года в результате бомбового удара вызвано 2 сильных очага пожара в г. Хельсинки. 17.03.1942 года в результате бомбового удара возник большой очаг пожара в расположении жд построек на станции Красногвардейска. 20.08.1942 года применив свой новый метод торпедирования кораблей в лунную ночь по лунной дорожке, в Балтийском море потопил транспорт водоизмещением 5000 тонн. 07.04.1944 года выполняя ответственное боевое задание крейсерский полет в Балтийское море экипажем был обнаружен транспорт противника водоизмещением 12000 тонн, шедший в охранении 2-х ТЩ и 1-го СКА. Несмотря на сильное противодействие ЗА и автоматов с кораблей противника, транспорт был торпедирован и затонул. Кроме того, Гвардии майор Борзов проделал большую работу по испытанию самолета А-20-Ж, первый применил и доказал возможность торпедирования кораблей противника в лунную ночь по лунной дорожке, подготовил и ввел в строй на новой мат. части на самолете А-20-Ж десятки летчиков торпедоносцев. Умелый и хороший руководитель, за время его командования заметно улучшилась организация боевой работы и боевой подготовки личного состава. Плоды упорной, кропотливой работы показали свои результаты – летчиками I ГМТАКП под командованием Гвардии майора Борзова за период с 19.09.43 года произведено 520 самолетовылетов, потоплено 48 кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 221700 тонн». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии майору Борзову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В январе 1945 года И.И. Борзов был отозван с фронта и назначен помощником начальника 4-го Николаевского военно-морского авиационного училища по лётной подготовке. К этому времени на его личном боевом счету было 7 потопленных транспортов и кораблей общем водоизмещением до 40 ООО тонн. По окончании Великой Отечественной войны И.И. Борзов продолжил службу в ВВС Военно-Морского Флота. В 1948 году он окончил Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова, и с мая 1948 года – в ней же преподавал. С июня 1949 года он – командир 3-й минно-торпедной авиационной дивизии 5-го ВМФ (Тихий океан). С декабря 1951 года – начальник штаба – заместитель командующего, а с октября 1952 года – первый заместитель командующего ВВС 5-го Военно-Морского Флота. С мая 1953 года – командующий ВВС Северного флота. С августа 1954 года – начальник Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава ВВС ВМФ СССР. С ноября 1955 года командовал ВВС 8-го ВМФ на Балтийском море. С января 1956 года – командующий ВВС Балтийского флота. С декабря 1957 года – 1-й заместитель командующего, с декабря 1960 года – заместитель командующего, а с мая 1962 года и до конца жизни – командующий авиацией ВМФ СССР. Скончался 4 июня 1974 года на 59-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1). Награждён двумя орденами Ленина (22.07.1944, 1963), шестью орденами Красного Знамени (21.04.1940, 16.12.1941, 14.10.1943, 17.01.1944, 1956, 31.10.1987), орденами Ушакова 2-й степени (22.09.1944), Отечественной войны 2-й степени (14.01.1943), двумя орденами Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги" (10.11.1945), "За оборону Ленинграда" (1943), другими медалями, иностранной наградой – орденом "За боевые заслуги" (Монгольская Народная Республика, 1971). Именем маршала авиации Героя Советского Союза Борзова И.И. в 1980 году названа бывшая улица Мастеровая в городе Калининграде. В городе Егорьевск на Аллее Героев установлена стела с портретом Героя. Прославленному 1-му гвардейскому Краснознамённому Клайпедскому минно-торпедному авиационному полку КБФ в 1970-х годах было присвоено имя Ивана Ивановича Борзова. Решением от 3 сентября 2007 года № 12 Комиссии по награждению общественным наградам и памятным знакам учреждена памятная общественная медаль маршала авиации И.И. Борзова. Руководством МЧС России в 2008 году одному из первых поступивших на вооружение гидросамолётов "Бе-200ЧС" присвоено имя маршала авиации Героя Советского Союза И.И. Борзова.
№ | Ф.И.О. | Год рождения | Звание | Источник | Дата присвоения звания героя |
С Приморским краем связаны судьбы многих военнослужащих, отмеченных высшими наградами Родины. На портале собраны биографические сведения о 786 Героях Советского Союза, 98 полных кавалеров ордена Славы, 47 Героях России. Поиск продолжается, и мы находим новых Героев, кто в разные годы жил, работал или проходил военную службу в Приморье.